Слово на Обновленіе Іерусалимскаго храма Воскресенія Христова.


[1]Въ настоящій день мы празднуемъ Обновленіе преславнаго и превеликаго храма въ Іерусалимѣ, — не того, который воздвигъ царь Соломонъ на горѣ Моріа[2], но того, который пречудно устроилъ благочестивый царь Константинъ съ достохвальною матерью своею Еленою на горѣ Голгоѳѣ, очистивъ и обновивъ святое мѣсто, оскверненное языческимъ нечестіемъ.

Послѣ вольныхъ страданій и смерти Господа нашего Іисуса Христа, Его воскресенія и вознесенія на небо, то святое мѣсто, гдѣ совершилось наше спасеніе, было поругаемо и оскверняемо врагами Христовыми. Особенно же осквернилъ всѣ святыя мѣста бѣсовскими идолами и жертвами нечестивый царь Римскій Адріанъ. Воздвигнувъ на мѣстѣ Іерусалима, разореннаго Титомъ[3], городъ, онъ повелѣлъ засыпать гробъ Господень землею и множествомъ камней, а на той горѣ, гдѣ Господь былъ распятъ, построилъ храмъ языческой богинѣ распутства Венерѣ и поставилъ ея идола, а надъ гробомъ Господнимъ поставилъ идола бога Дія (Юпитера). Итакъ, гдѣ Агнецъ Божій принесъ Себя въ жертву Богу Отцу за грѣхи наши, тамъ приносились нечистыя жертвы бѣсамъ и совершались всяческія непотребства. Равно и въ Виѳлеемѣ, гдѣ Пречистый родился изъ утробы Пречистой Дѣвы, нечестивый царь поставилъ идола Адониса[4], такъ что и сіе святое мѣсто осквернялось срамными дѣлами, а тамъ, гдѣ былъ храмъ Соломона, выстроилъ идольское капище. Самый городъ онъ назвалъ въ честь свою Еліею, — ибо носилъ имя: Елій-Адріанъ, — и повелѣлъ, чтобы никто не смѣлъ называть его Іерусалимомъ. Сдѣлалъ же онъ все сіе изъ желанія истребить съ земли самую память объ имени Іисуса Христа. Онъ переименовалъ городъ, въ которомъ Іисусомъ Христомъ совершено было множество чудесъ, и устроилъ бѣсовскія жилища на мѣстахъ Его рожденія, распятія и погребенія, именно съ тою цѣлію, чтобы послѣдующій родъ человѣческій совершенно забылъ Христа и болѣе никогда не воспоминалъ тѣхъ мѣстъ, на которыхъ жилъ и училъ Господь. Однако же самъ Адріанъ погибъ, а святое мѣсто Царь славы вновь прославилъ.

Господь, просвѣтивъ свѣтомъ святой вѣры царя Константина и матерь его Елену, вложилъ имъ въ сердца желаніе обновить святый градъ Іерусалимъ, — на томъ мѣстѣ, гдѣ разоренная храмина тѣла Христова создана была въ три дня (Іоан. 2, 19. 21. Срав. Матѳ. 26, 16; 27, 40; Марк. 14, 58; 15, 29), создать прекрасный храмъ Божій и всѣ святыя мѣста очистить отъ сквернъ бѣсовскихъ и освятить. Для сего благочестивый царь послалъ матерь свою со множествомъ золота въ Іерусалимъ и написалъ святѣйшему патріарху Макарію[5], чтобы тотъ приложилъ все свое стараніе объ устроеніи церкви. Святая Елена, по прибытіи въ Іерусалимъ, разорила въ немъ всѣ капища, уничтожила идоловъ и весь городъ очистила отъ языческихъ сквернъ и освятила. Отыскала она и честный крестъ Господень и гробъ, разметавши землю и каменья, которыми онъ былъ засыпанъ, и соорудила въ той мѣстности церковь столь большую, что однимъ зданіемъ ея ограждены были и мѣсто распятія, и мѣсто погребенія Христова, ибо они находились недалеко одно отъ другого, какъ замѣчаетъ евангелистъ Іоаннъ: Бѣ на мѣстѣ, идѣже распятся, ветръ, и въ ветрѣ гробъ новъ. Ту убо пятка ради Іудейска, яко близъ бяше гробъ, положиста Іисуса (Іоан. 19, 41-42). И такъ одною церковью окружила она и Голгоѳу, и гробъ Господень. Церковь эта названа «Мартиріонъ», т. е. свидѣтельство; — свидѣтельство именно воскресенія Христова, такъ какъ на томъ мѣстѣ Христосъ умеръ и воскресъ[6]. Святая Елена построила и другія церкви: въ Виѳлеемѣ, на горѣ Елеонской[7] въ Геѳсиманіи[8] и на многихъ святыхъ мѣстахъ, и разнообразно и богато украсила ихъ. Однако же церковь надъ гробомъ Господнимъ была прекраснѣе и больше всѣхъ. Но окончанія постройки ея сама царица Елена не увидѣла: возвратившись къ сыну, она почила о Господѣ, когда церковь еще не была готова[9], ибо невозможно было въ скоромъ времени отстроить такое большое и дивное зданіе, и оно едва было закончено въ десять лѣтъ.

Когда же церковь была устроена вполнѣ, благочестивый царь повелѣлъ собраться епископамъ со всѣхъ странъ въ Іерусалимъ на освященіе храма. И прибыло сюда великое множество архіереевъ: изъ Виѳиніи, Ѳракіи, Киликіи, Каппадокіи, Сиріи, Месопотаміи, Финикіи, Аравіи, Палестины, Египта, и другихъ странъ Африки и одинъ епископъ изъ Персіи; собралось также безчисленное множество народа со всей вселенной, такъ что не всѣ могли помѣститься въ предѣлахъ Іерусалима. Храмъ Воскресенія освященъ былъ 13-го сентября 335-го года, въ 30-й годъ царствованія Константина, когда обновленъ былъ и весь Іерусалимъ. Собравшіеся на это торжество святые отцы, по примѣру ветхозавѣтнаго постановленія, опредѣлили навсегда праздновать день Обновленія храма. Ибо какъ въ Ветхомъ Завѣтѣ Іуда Маккавей, очистивши величайшее святилище — Святое Святыхъ отъ оскверненія Сирійскимъ идолослуженіемъ, узаконилъ на всѣ времена праздновать его обновленіе (1 Мак. 4, 36-59), о чемъ и въ Евангеліи упоминается: быша же тогда, — сказалъ Господь, — обновленія во Іеросолимѣхъ (Іоан. 10, 22); такъ и въ Новомъ Завѣтѣ равноапостольный царь Константинъ, построивъ какъ-бы второе Святое Святыхъ, установилъ со святыми отцами, чтобы по всей вселенной празднуемо было Обновленіе великой церкви Іерусалимской, которая есть матерь всѣхъ церквей.

Итакъ, нынѣ будемъ праздновать ея Обновленіе, благодаря Христа Бога, Своими страданіями и воскресеніемъ обновившаго всю тварь и очистившаго святую Церковь Свою отъ сквернъ идольскихъ. Будемъ обновляться и мы сами, какъ храмы Живаго Бога, отлагая ветхаго человѣка и облекаясь въ новаго; очистимъ себя отъ застарѣвшихъ въ насъ золъ и станемъ совершать добрыя дѣла, начавши ходить въ новой, благочестивой жизни. Тогда, — подобно тому, какъ люди празднуютъ Обновленіе храма рукотвореннаго, — ангелы будутъ праздновать обновленіе нашего храма духовнаго; ибо о каждомъ грѣшникѣ, обновляющемся покаяніемъ, бываетъ на небесахъ радость у ангеловъ и съ ними радуется о немъ и Самъ, не хотящій смерти грѣшныхъ, Творецъ ангеловъ — Христосъ Господь нашъ, Коему слава во вѣки, аминь. 


Примѣчанія: 
[1] Этоть праздникъ называется Воскресеніемъ словущимъ, т. е. такъ называемымъ воскресеньемъ. Названіе указываетъ, что это не свѣтлое воскресеніе и не воскресный день, но особый праздникъ, который хотя случается и не въ воскресный день, но словетъ, или въ народномъ словоупотребленіи именуется воскресеніемъ, потому что принадлежитъ храму Воскресенія Христова. 
[2] О храмѣ Соломоновомъ см. въ словѣ на Рождество Пресвятыя Богородицы
[3] Титъ — Римскій императоръ съ 79 по 81 г. Іерусалимъ былъ завоеванъ Титомъ въ 70 г., въ царствованіе отца его Веспасіана. Адріанъ — Римскій императоръ, царствовалъ съ 117 по 138 годъ. 
[4] Адонисъ — древне-греческое божество, служившее олицетвореніемъ солнца, зимою умирающаго и весною воскресающаго; поклоненіе ему было весьма распространено а сопровождалось пышными торжествами, съ безнравственными обрядами и играми. 
[5] Макарій I былъ патріархомъ Іерусалимскимъ съ 313 по 333 г. 
[6] Св. Кириллъ Іерусалимскій, Оглас. поученіе 14, 6: «Пророкъ (Соф. 3, 8) предвидѣлъ и мѣсто Воскресенія, называемое Мартиріонъ. Ибо по какой причинѣ сіе мѣсто Голгоѳы и Воскресенія называется не церковію, какъ другія церкви, но Мартиріонъ? Вѣроятно, на основаніи словъ Пророка: въ день воскресенія Моего во свидѣтельство (въ мартиріонѣ)». 
[7] Елеонская или Масличная гора — одна изъ іудейскихъ горъ къ востоку отъ Іерусалима, отъ котораго отдѣляется долиною Кедронскою; наименованіе свое получила по множеству произроставшихъ на ней масличныхъ деревьевъ. Она выше другихъ, близъ лежащихъ, горъ, напр. Сіона и Моріа: съ вершины ея открываются великолѣпные виды во всѣ стороны. Съ вершины Елеонской горы Іисусъ Христосъ въ сороковой день по воскресеніи Своемъ вознесся на небо. Великолѣпный храмъ, построенный здѣсь царицею Еленою, впослѣдствіи обрашенъ Турками въ мечеть. 
[8] Геѳсиманія — селеніе или мѣсто за потокомъ Кедрскимъ, при подошвѣ горы Елеонской, гдѣ былъ садъ, куда Господь часто удалялся съ учениками Своими, и гдѣ Онъ былъ преданъ Іудою (Матѳ. 26, 36; Іоан. 18, 1-3). Геѳсиманія — по русски значитъ: мѣсто маслинъ, или точило для выжиманія сока изъ маслинъ. Садъ Геѳсиманскій и теперь еще показываютъ при подошвѣ горы Елеонской — съ южной ея стороны; въ саду указываютъ и мѣсто Геѳсиманской молитвы Господа предъ Голгоѳскими страданіями, равно и погребальный вертепъ Богоматери, гдѣ теперь находится гробъ Ея. 
[9] Смерть св. царицы Елены послѣдовала въ 327 году. 


Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга первая: Мѣсяцъ Сентябрь. —Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1903. — С. 270-275.