Преп. Романъ Сладкопѣвецъ († ок. 556 г.) Кондакъ на день Воздвиженія честнаго и животворящаго креста Господня.

[1]. Кондакъ, гласъ 4-й, самогласенъ.
Ты, Христе Боже, вознесшійся на крестъ добровольно, тезоименитому Твоему новому жительству (въ церкви христіанской) даруй Твоя милости; возвесели силою Твоею вѣрныхъ царей нашихъ, побѣды дая имъ на враги, да имѣютъ они помощію своею (Тебя), оружіе мира, непобѣдимую побѣду.

Икосы.
1) (Ὁ) Вознесшійся въ раю до третіяго небесе и слышавшій неизреченные и Божественные глаголы, которые не удобно высказать на языкѣ (человѣческомъ), чтó пишетъ къ Галатамъ, вы, какъ любители (Священнаго) Писанія, читали и, знали. «Мнѣ», говоритъ онъ, «не желательно хвалиться, развѣ только единымъ крестомъ Господа», на которомъ Онъ, пострадавши, убилъ (грѣховныя) страсти. Посему и мы всѣ крѣпко да держимся его, сего креста Господня, похвалы (всѣхъ насъ); ибо для насъ спасительно сіе древо, оружіе мира, непобѣдимая побѣда.

2) (Ὑψοῦτε) «Возносите Господа», сказалъ пѣвецъ между пророками. Богоотецъ Давидъ, «и со страхомъ покланяйтеся подножію Его». Сему (подножію) мы покланяемся, превознося Его, Единаго Святаго по естеству. И исполнилось слово пророка, которое предзрѣвшій будущее провозглашаетъ чрезъ Святаго Духа. Уже невозбранно пріемля отъ древа жизни. Адамъ живетъ во вѣки. Предстоитъ нынѣ единственное во всей твари древо, оружіе мира, непобѣдимая побѣда.

3) (Μεγάλα) Велики, дивны и изумительны плоды дарованы людямъ въ страданіи Христовомъ чрезъ крестъ, какіе мы ясно узнали: тогда земля была потрясена, а получала начало утвержденія Божественная вѣра, солнце отдаляло свѣтъ (свой), и Божественный огнь, снисшедши на землю, сильно возсіялъ; холмы, горы и камни разсѣлись, и кости, жилы и плоти всѣхъ во множествѣ возставшихъ изъ гробовъ соединились (между собою): (это) оружіе мира, непобѣдимая побѣда.

4) (Νύϰτα) Ночь увидѣлъ разбойникъ въ часъ полуденный и позналъ Рекшаго: «изъ тьмы свѣтъ да возсіяетъ» [2]. Посему исповѣдуетъ Долготерпѣливца на крестѣ, что Онъ есть Богъ славы и Господь, вопія къ Нему и говоря: «помяни мя, Господи, во царствіи Твоея небесныя славы». И тотчасъ услышалъ: «По истиннѣ, днесь со Мною будеши въ раи». Онъ даровалъ ему, имѣющему живую вѣру, вмѣсто огненнаго меча, непобѣдимую побѣду.

5) (Ὁ) Вознесшійся на крестѣ Богъ нашъ и Избавитель ниспровергъ съ высоты всѣ власти и начала діавола, привлекъ же всѣхъ къ Себѣ отъ земли, отверзши небесныя (обители) и давъ намъ безпрепятственный входъ ко Отцу, бывъ Посредникомъ, разрушивъ вражду плотію Своею; крестъ раззорилъ древнее средостѣніе ограды, а разъединенное соединилъ въ одно; ангелы вмѣстѣ съ нами глаголютъ и воспѣваютъ непобѣдимую побѣду.

6) (Σταυρὸς) Крестъ очистилъ землю отъ злосмрадія жертвъ (языческихъ), и освятивши всю тварь, привелъ ее къ познанію Бога. Прежде воскурялись идольскіе жертвенники, — нынѣ они какъ дымъ исчезли; прежде демоны чествуемы были во вселенйой, нынѣ они уходятъ въ бездну и не могутъ взирать на крестъ; прежде оскверняли землю безчинія, нынѣ же нечестивая жизнь осуждается; тогда обладали людьми удовольствія, нынѣ — труды и воздержаніе, — оружіе мира, непобѣдимая побѣда.

7) (Ἐπὶ) Ha древѣ крестнѣмъ [3] побѣждена смерть, поносная на крестѣ, и мученики попираютъ главу ея. Крестъ убѣдилъ людей жить духомъ и не раболѣпствовать страстямъ, для міра распинаться и міръ имѣть распятымъ, по словамъ Павла [4], и горняго всегда искать и преслѣдовать. Столько (благъ) крестъ доставилъ жизни, введши на землѣ ангельскій чинъ; ибо всѣхъ насѣ, посредствомъ чистоты, очищаетъ отъ нечистоты грѣховной (сія) непобѣдимая побѣда.

8) (Ἳνα) Ho чтобы отвлечь насъ отъ чествованія (креста Господня), какъ намѣревались покланявшіеся камнямъ, почитая публично благочестивыхъ за нечестивцевъ (и какъ бы за враговъ) [5], они забросали землей мѣсто погребенія Господня и крестъ. Однакоже тщетно они трудились, думая солнце закрыть дланію: благодать, напротивъ, еще болѣе проявилась, и благочестіе, которое они думали истребить, положило конецъ ихъ гнуснымъ замысламъ; ибо явившійся на небеси крестъ есть непобѣдимая противъ заблужденія побѣда.

9) (Σύμβολον) Взирая на сіе явное знаменіе Вышняго Бога, великій Константинъ услышалъ Іисуса говорищаго: «Симъ знаменіемъ ты будешь побѣждать, вѣрный самодержецъ, царь христіанскій, даже до втораго Моего пришествія. Для тебя Я сохраню величіе сего града, и онъ будетъ стоять даже до скончанія (міра)… будетъ первенствовать предъ всѣми градами; стѣною же ему будетъ крестъ Мой, крѣпкое огражденіе, непобѣдимая побѣда».

10) (Ταῦτα) Слово, (Сынъ Божій), глаголавшее къ нему сіе не словами, но дѣломъ и силою, обрѣло благочостивое сердце раба, говорившаго самому себѣ: «готова душа моя, Боже, всегда послѣдовать за Тобою». Почему обнаруживаются и самыя дѣянія, — различныя таинства, вѣра и ревность (къ вѣрѣ), и чествованія всѣхъ іереевъ; повсюду воздвигнулъ онъ честныя церкви, и разрушилъ храмы нечестія, постыдныя пещеры боговъ измышленныхъ, и не имѣющихъ непобѣдимой побѣды.

11) (Ἡ) [6] Великая же царица и матерь великаго онаго царя, всечестная Елена, увѣнчанная Христомъ, имѣя ту же ревность вмѣстѣ съ царемъ, отправилась въ Іерусалимъ обозрѣть (все) чудесное. Бывши тамъ и оказавъ поклоненіе Богу, какъ могла, она горѣла сильнымъ желаніемъ найти крестъ, какъ сокровище. Но во всей вселенной неизвѣстно было мѣсто, гдѣ находилась сія непобѣдимая побѣда.

12) (Νενιϰημὲνης) Когда же совершенно овладѣло ею сильное желаніе, чтобы явившееся свыше (на небѣ) возсіяло и внизу (на землѣ), и долѣе не скрывалось въ землѣ, —сновидѣнія и чудныя знаменованія обнаружили то мѣсто. Способъ же удобный (къ открытію креста) нѣкто изъ евреевъ, представъ предъ Божественной царицей, съ поспѣшностію заявилъ (ей). Вѣрная, какъ скоро узнала сіе, пошла немедленно на оное мѣсто. «Открой», говоритъ она, «дай мнѣ благодать, чтобы я обрѣла, взяла и навсегда при себѣ имѣла сію непобѣдимую побѣду».

13) (Ὑπὲρ) Предъ общимъ собраніемъ христіанъ, блаженная (царица) приказываетъ трудиться, расчистить то мѣсто, и исполнить сіе тщательно. И когда расчищали, та самая земля, какъ думаю, какъ бы способствовала къ открытію (креста), ибо сама собой какъ бы хотѣла открыть ту искомую драгоцѣнность, въ сравненіи съ которою нѣтъ ничего драгоцѣпнѣе въ мірѣ. Когда вьынимали остальную землю изъ средины (расчищаемой); — былъ открытъ самый памятникъ жизни (Крестъ), и по внушенію свыше вблизи обнаружено было мѣсто, имѣющее сокровенною непобѣдимую побѣду.

14) (Ψιλὸν) Между тѣмъ трудно было отличить, изъ трехъ сущихъ одинаковыхъ (крестовъ), и узнать, какой изъ нихъ — крестъ Безсмертнаго. И такъ какъ же (отличили)? А прежде сего таинственныя видѣнія указали на одну благоразумную жену. «Древо жизни», говоритъ она, «есть то», которое воздвигнетъ неизлѣчимаго больнаго и «(воскреситъ) умершаго». Пламенѣетъ тотчасъ духъ ея, а чудо между тѣмъ дѣлаетъ отличіе: предлагаются три, а зримъ бываетъ и показывается (только одинъ) — непобѣдимая побѣда.

15) (Ὡς) Какъ скоро возлагали ихъ тотчасъ на больнаго и на другаго умершаго, и крестъ Жизнодавца воздвигнулъ ихъ обоихъ; тогда (объятая) великою радостію царица поклонилась ему, а Бога возблагодарила и воскликнула: «выше тысящъ сребра и злата пріобрѣла я это сокровище»! Много — и премного мудрая, поистиннѣ, и справедливо она хвалится симъ; ибо она держитъ этотъ вѣчный памятникъ, покланяющаяся непобѣдимой побѣдѣ.

16) (Συνευϕραινὲσϑωσαν) Да сорадуются съ нами въ этотъ праздникъ Богоносные пророки и сколько есть праведниковъ, видѣвшихъ крестъ прежде (открытія) креста. Первый, держа въ рукѣ жезлъ, Моѵсей говорилъ: «дивныя чудеса показалъ я въ Египтѣ: раздѣлилъ Чермное море на раздѣленія, и скалы обращалъ въ источники; воды горкія Мерры усладилъ древомъ, и предсказалъ, что самая жизнь будетъ висѣть на древѣ. Но и самъ я спасся брошенный въ воду въ корзинѣ, которую считаю непобѣдимою побѣдою».

17) (Ιερεμίας) Іеремія, всегда свободный въ скорой рѣчи, пріятный въ утѣшеніи и обильный въ пророчествѣ, предвозвѣщаетъ о Христѣ, представляя лице распинавшихъ Его, и говоря: «пріидите, будемъ дѣйствовать, вложимъ древо въ хлѣбъ [7]». Всѣ пророки и съ ними праведный Ной, спасшійся на древѣ (въ ковчегѣ) воспѣваютъ съ нами крестъ Твой страшный, чрезъ который ниспослана намъ правда. Даруй, Спасителю, молимся Тебѣ, чрезъ сей (крестъ) царямъ непобѣдимую побѣду.

18) (Νέοι) Новые Азотяне окружили насъ, и взяли Божественный ковчегъ Твой и градъ Святый. Но Ты не презрѣлъ насъ, Боже! Узнали и они, что Ты съ нами; ибо опытъ — учитель; узнали, и со слезами воскликнули: «Ниспроверженъ Дагонъ, и сокрушенъ»! Ты вознесъ рогъ избранныхъ Твоихъ! Когда Моѵсей простиралъ къ Тебѣ руки, былъ побѣждаемъ Амаликъ жезломъ Моѵсея. Ты даровалъ намъ побѣды вѣрныхъ царей, обиліе мира, непобѣдимую побѣду.


Примѣчанія:
[1] Твореніе св. Романа Сладкопѣвца. Изъ начальныхъ буквъ каждаго икоса — акростихъ: ὁ ὕμνος εἰς τὴν ὓψωσιν — Пѣснь на Воздвиженіе. Въ собравіи церковныхъ пѣснопѣній, подъ названіемъ: Analecta sacra, изъ котораго заимствуется сей переводъ, авторъ этой книги, кардиналъ Питра, совершенно соглашается съ мнѣніемъ нѣкоего премного уважаемаго, Филиппа Виталія, который относитъ это твореніе къ 14-му дню сентября и приписываетъ его именно св. Роману Сладкопѣвцу. Въ Римской Антологіи, на 14-й день сентября, онъ изъясняется слѣдующими словами: οἱ οἶϰοι ϕέροντες ἀϰροστιχίδα. Ἡ ᾡδὴ Ῥωμανοῦ: икосы имѣющіе акростихъ: пѣснь Романа.
[2] Быт. 1, 3.
[3] Analecta. Sacra Cardin. Pitri: ἐπὶ τῶ ὃρει τῶ σταυρῶ.
[4] Галат. 6, 14.
[5] Въ Аѳонскомъ кондакаріи написано: τοῦς δυσσεβῆς ὠς δυσμενης. Ст. 14 оборот.
[6] Одинадцать икосовъ въ первый разъ переведены изъ Аѳонскаго Кондакарія, а съ 12-го до конца — изъ Analecta sacra Cardin. Pitri, въ первый разъ имъ изданные.
[7] Іерем. 11, 19.


Печатается по изданіюКондаки и икосы св. Романа Сладкопѣвца на нѣкоторые дни святымъ, нѣкоторые дни недѣли, нѣкоторыя недѣли, на двунадесятые праздники и на каждый день страстной седмицы, и стихиры его же на предпразднственные и попразднственные дни предъ Рождествомъ Христовымъ и по Рождествѣ Христовѣ. / Переводъ Дiакона Сергiя Цвѣткова. – М.: Типографiя Л. Ѳ. Снегирева, 1881. – С. 9-14.